Человек активной позиции из династии железнодорожников, Почетный железнодорожник, один из наиболее уважаемых ветеранов Объединенной районной профсоюзной организации Гомельского отделения Наталия Ивановна Сергиенко 9 апреля отпраздновала своё 95-летие.

   Посвятив десятки лет решению социальных вопросов и защите интересов человека труда, она и сегодня не изменяет своим принципам: быть в гуще событий и помогать каждому, кто в этом нуждается. Вот и в свой памятный день, приняв подарки и поздравления от Райпрофсожа (Сущинский Виталий Валентинович и Билык Татьяна Акундиновна) и Совета ветеранов Гомельского отделения железной дороги (Шилов Борис Борисович), родных и друзей, коллег-ветеранов именинница первым делом интересуется новостями о железной дороге и о профсоюзной жизни. Постепенно разговоры о настоящем плавно перетекают в воспоминания о работе на стальной магистрали. О ней именинница говорит с восхищением и теплотой. Слушая её рассказ о семье, об отце-железнодорожнике Иване Лысенко и профсоюзных буднях убеждаешься: другую профессию выбрать она и не могла. Родословную семьи ветеран знает до седьмого колена: составила три генеалогических древа и бережно хранит все документы, фотографии и бумаги.

   – Мой прадед ─ Ефим Михайлов ─ построил в деревне Титенки (сейчас это часть современного Гомеля) добротный дом, обзавелся хозяйством, вырастил четырех сыновей, – рассказывает собеседница. – А судьбу каждого из них определил с помощью жребия: на четырех листках написал «государева служба», «пахарь», «лавочник» и «машинист паровоза». Дед Максим очень хотел быть машинистом, в то время об этом грезили все мальчишки. Но ему досталась «государева служба». Служил наездником царской упряжки, унтер-офицером лейб-гвардии Кирсановского её Величества полка. Был удостоен звания «Почетный гражданин России». После революции дед вернулся в Гомель. Здесь его дочь – моя мама Мария – встретила железнодорожника, профсоюзного лидера и общественного активиста Ивана Лысенко. Сегодня его портрет можно увидеть в Галерее славы и почёта музея истории Гомельского отделения. К слову, дед по отцовской линии Федор Данилович тоже был железнодорожником – трудился столяром в железнодорожных мастерских. Сегодня потомки нашей династии в четвертом и пятом поколении работают на предприятиях Белорусской магистрали.

   Войну Наталья Сергиенко вместе с мамой пережила в Гомеле. Когда в ноябре 1943 года в город вошли бойцы советской армии, вспоминает ветеран, областной центр напоминал пепелище – все здания были в руинах или частично разрушены. Но люди потянулись в освобожденный город. Жили в землянках, в коробках сожженных домов. Очищали улицы, отстраивали дома и предприятия. На десятый день освобождения Наталию пригласили в полевой комсомольский штаб, а уже 7 декабря 1943-го приняли в комсомол. В тот же день девушка подала документы в отраслевой техникум.

   Железнодорожная биография Наталии Сергиенко началась в 1948 году. Начинала весовщиком на станции, затем там же работала товарным кассиром, оператором, техником. Успевала заниматься и общественной деятельностью. Коллеги оценили принципиальность и ответственность молодой активистки и избрали ее секретарем комсомольской организации, а в 1949 году – освобожденным секретарем комитета комсомола Гомельского железнодорожного узла. Затем ─ плодотворная деятельность в Железнодорожном райкоме комсомола Гомеля, была секретарем парткома Гомельского резерва проводников. 22 года работала на штатной профсоюзной должности. Из них 15 лет – секретарем Райпрофсожа Гомельского отделения.

   Радости и трудности человека труда Наталия Ивановна всегда воспринимала как свои собственные, как вопросы, требующие обязательного участия и своевременного решения, не боялась браться за решение спорных моментов.

   – Я знала: у меня есть долг перед людьми, перед коллективом, перед собой, – отмечает собеседница. – А еще моя деятельность всегда была творческой, интересной, полной задумок, но, в то же время, очень ответственной и многозадачной. Профсоюзы, вместе с руководителями предприятий, решали вопросы повышения производительности труда, внедрения передовых технологий, решения социальных и бытовых вопросов работников.

   При непосредственном участии Наталии Сергиенко создавались школы передового опыта, методические советы из числа ведущих специалистов предприятий, уделявшие особое внимание вопросам безопасности движения поездов, подготовке кадров. На базе Гомельского отделения проводились Всесоюзные, сетевые и республиканские семинары, совещания председателей профсоюзных организаций всех железных дорог СССР.

   Значимую роль профсоюзы сыграли в период поднятия общеобразовательного уровня. На базе отраслевых предприятий были организованы вечерние школы рабочей молодежи (вагоноремонтный завод) и классы посменной школы (в локомотивном депо Гомель и резерве проводников).

   В июне 1965 года первых отдыхающих принял тогда еще санаторий-профилакторий вагоноремонтного завода. Это была первая отраслевая здравница на сети железных дорог СССР. Она располагалась в черте города и работники могли пройти здесь курс лечения и оздоровиться без отрыва от производства.

   – Решались и другие социальные проблемы: сданы в эксплуатацию семь типовых детских дошкольных учреждений, силами предприятий Калинковичского узла на берегу озера Литвин построены корпуса пионерского лагеря «Лесная сказка» на 120 мест, – отмечает Наталья Ивановна.

   Большое внимание уделялось спортивно-массовой жизни рабочих: при Дворце культуры железнодорожников и узловых клубах работали секции и кружки, творческие объединения, коллективы художественной самодеятельности, многие из которых получили звания «народных». На предприятиях создавались уголки и комнаты-музеи боевой и трудовой славы. Проводились творческие вечера, субботники, маёвки, встречи ветеранов с молодежью, проходило чествование представителей железнодорожных династий.

   В 1984 году Наталия Сергиенко вышла на пенсию. Но сидеть, сложа руки, не в её характере. Несмотря на почтенный возраст, до сих пор остается активным участником профсоюзных и ветеранских мероприятий, но больше всего любит, как она сама признаётся, принимать гостей.