Беленков Леонид Михайлович

   05 января 2018 года исполнилось 90 лет ветерану локомотивного депо Гомель, почётному железнодорожнику, заслуженному работнику транспорта Беленкову Леониду Михайловичу.

   Родился Леонид Михайлович в Кричеве. Здесь пережил оккупацию. Во время войны, чудом спасся от отправки в Германию на принудительные работы. Когда город освободили в сентябре 1943 года, вместе с товарищами пришел в отдел кадров местного паровозного депо.

   В то время оно было единственное на освобожденной территории Беларуси. Его требовалось восстановить в кратчайшие сроки, чтобы пустить поезда с военной техникой к линии фронта, – вспоминает Леонид Михайлович. – Под руководством бывших работников предприятия и его начальника Александра Денисова, вернувшихся из эвакуации и фронта, мы осваивали специальность кочегара, помощника машинистов. Рабочих рук тогда не хватало, и в перерывах между учебой мы ремонтировали паровозы и участвовали в восстановительных работах.

   Юбиляр вспоминает: когда железнодорожные войска восстановили мост через Сож, в депо пригнали паровозы. Поезда с военными грузами шли из Унечи и Рославля, а дальше, к линии фронта, их вели кричевские локомотивные бригады. В одну из них в январе 1944-го включили и Леонида Михайловича. Сначала в качестве кочегара, затем помощником машиниста.

   Передвигались ночью и с выключенным прожектором. Плотно закрывали все двери, даже в будке машиниста не было света, чтобы он не привлек внимание немецких летчиков. Но воздушные атаки – и по двигающимся составам, и по железнодорожному узлу – немецкие летчики проводили постоянно, – говорит ветеран. – Уже был освобожден Минск, а фашистские самолеты еще бомбили наш регион. Последний свой налет совершили подло – ночью. Тогда на станции скопилось много составов с военной техникой и боеприпасами. Все горело и рвалось. Налет на станцию длился около трех часов, а бомбы замедленного действия рвались до полудня. Станцию восстановили через два дня, и поезда с военной техникой опять пошли на запад.

   Леонид Беленков награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г."

   После окончания войны он работал в локомотивном депо Кричев помощником машиниста, машинистом паровоза, мастером. Леонид Михайлович всегда тянулся к знаниям. Понимал – без постоянного повышения теоретического уровня нельзя добиться мастерства и профессионализма в выбранном деле. И если ставить перед собой цель, до обязательно нужно добиваться ее выполнения. Без отрыва от производства он получил образование по специальности «Тепловозное хозяйство» в Пензенском техникуме железнодорожного транспорта. А спустя два года снова взялся за книги и тетрадки. В перерывах между рейсами тщательно выполнял контрольные задания, присланные теперь уже из Московского всесоюзного заочного техникума железнодорожного транспорта. К слову, учебное заведение юноша закончил с отличием.

   В 1960 Леонид Михайлович переводом перешел в паровозное депо Гомель машинистом паровоза. С 1964 года и до выхода на пенсию в 1996 году работал машинистом-инструктором локомотивных бригад.

   В середине 1960-х годов в депо началась подготовка к переходу на новый вид тяги. Паровозы навсегда уходили в «запас», а мы осваивали мощные тепловозы, – вспоминает юбиляр. – В начале 1966 года к нам пришла первая партия современнейших по тому времени тепловозов серии ТЭ3 – отличный, надежный локомотив.

   Его плюсы Леонид Беленков оценил одним из первых. Ему, как самому опытнейшему машинисту-инструктору депо, доверили провести 18 февраля 1966 года первый грузовой состав на участке Гомель – Калинковичи. С вводом в эксплуатацию ТЭ3 вес грузового поезда вырос в три раза – до 50-60 вагонов. Это позволило значительно увеличить объемы перевозок, но чтобы с ними справляться требовались профессиональные кадры. В колонне машиниста-инструктора Леонида Беленкова было свыше 80 локомотивных бригад. К их подготовке он всегда подходил ответственно. Обращал внимание и на психологическую совместимость ребят.

   За добросовестный труд и преданность делу Леонид Беленков награжден орденом «Знак Почета», нагрудным знаком «Почетному железнодорожнику». Ему присвоено почетное звание «Заслуженный работник транспорта БССР». За полвека он воспитал не одну сотню талантливых машинистов. И сегодня на предприятии его ставят в пример молодым кадрам. Не забывают своего наставника и те, кто уже на заслуженном отдыхе. Председатель совета ветеранов депо Игорь Вольский и член совета ветеранов Евенков Анатолий Андреевич, которые работали под руководством Леонида Михайловича, частые гости в доме юбиляра.

   В День рождения Леонида Михайловича пришли поздравить: руководство депо, профсоюзный комитет, совет ветеранов, коллеги и друзья юбиляра.