Районная организация профсоюза (РАЙПРОФСОЖ) РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги» состоит в Белорусском профсоюзе железнодорожников и транспортных строителей (ДОРПРОФСОЖ), в состав которого также входят Райпрофсожи Минского, Барановичского, Брестского, Могилевского и Витебского отделений Белорусской железной дороги.

   В структуре Гомельского Райпрофсожа находится 48 профсоюзных комитетов, 42 из которых профкомы предприятий (организаций, учреждений) с численностью 16297 работающих, 6 профсоюзных комитетов преподавателей, студентов и учащихся учебных заведений — 6315 чел., 7743 чел. — ветераны труда.

   Зарождение профессионального союза железнодорожников происходило в конце XIX века.

   К 1895 году на железных дорогах Беларуси были заняты 22,4 тысячи железнодорожных рабочих и служащих, что составило около 6,5 % общего числа всех железнодорожников России. Беспощадная эксплуатация железнодорожников (рабочий день в железнодорожных мастерских продолжался 12-14 часов), их политическое бесправие, невыносимые условия труда, крайне плохие жилищные условия вызывали решительный протест и возмущение наемных рабочих, толкали их на борьбу за свои права.

   Все это выливалось в развитие забастовочного и стачечного движения, которые, в частности на Гомельском железнодорожном узле проходили:
   30 ноября (13 декабря) 1881 г. - в ответ на невыдачу заработной платы;
   Август 1886 г. - на отмену расценок сверхурочных ночных работ и восстановлении льгот по болезни;
   Июнь 1899 г. - на рассмотрение норм по оплате труда;

   В феврале 1905 г., опасаясь дезорганизации работы ж/д транспорта, царское правительство разослало начальникам дорог депешу о необходимости частичного удовлетворения некоторых требований рабочих - железнодорожников.

   Однако, под руководством созданного Временного комитета Гомельского отделения Всероссийского железнодорожного союза (ВЖС) 11-12 (24-25) октября 1905 г. было приостановлено движение на Либаво - Роменской и Полесской железных дорогах. К забастовке примкнули железнодорожники Минска, Витебска, Пинска, Барановичей, Лунинца.

   Победа Февральской революции 1917 г. открыла возможность легальной работы профсоюзов. На предприятиях организуются легальные месткомы. В результате легализации профсоюзы стали превращаться в массовые организации.

   В 1919 г., когда были созданы Западные железные дороги с управлением в Гомеле, здесь также, действовал Дорожный комитет профсоюзов (Дорпрофсож) Западных железных дорог, Районный комитет профсоюзов (Райпрофсож), по участкам движения (Гомельском, Сновском, Брянском, Жлобинском, Минском, Калинковичском) были созданы участковые комитеты профсоюзов (Учкпрофсожи), на предприятиях действовали комитеты и профуполномоченные.

   Важным событием в деятельности профсоюзов стала дата - 17 ноября 1923 г., когда был заключен локальный коллективный договор между Дорпрофсожем и Правлением Западных железных дорог, сроком действия на три месяца.

   В последствии: с 1925 г. профсоюзы стали заниматься оздоровлением работников - членов профсоюза;

   В 1929 г. началось развитие на транспорте массового социалистического соревнования, которое возглавил профсоюз;

   В июне 1933 г. в ведение профсоюзов перешли функции социального страхования, управления по надзору за трудовым законодательством, все санатории и дома отдыха; в годы второй пятилетки развивается сеть подсобных хозяйств на предприятиях.

   История середины и конца 30-х годов имеет и мрачные страницы в деятельности железнодорожного транспорта и отраслевого профсоюза.

   Только на Гомельщине были репрессированы более 100 железнодорожников, в их числе репрессированы и расстреляны председатель дорожного комитета профсоюза Гомельского отделения Иванов В.И., секретарь месткома локомотивного депо Алексеев Ю.И., председатель завкома паровозоремонтного завода Лепешкин В.И..

   Несмотря на это, профсоюз выполнял важную роль в развитии экономики отрасли. По его инициативе НК Путей Сообщения вошел с предложением в правительство о повышении оплаты труда железнодорожников. Были установлены ежегодное премирование работников ведущих профессий, надбавка к заработной плате за безупречную и долголетнюю работу на ж/д транспорте.

   В годы Великой Отечественной войны, свершая боевые подвиги на фронте и в тылу врага, члены профсоюза железнодорожников вписали немало героических страниц в историю нашей страны. Также, самоотверженно трудились железнодорожники, выполняя поставленные трудовые задачи для фронта. Война нанесла железнодорожному транспорту Белоруссии огромный ущерб. Сразу же, после освобождения Гомеля, стали восстанавливаться легальные профсоюзные организации.

   В соответствии с решением Секретариата ВЦСПС от 18 января 1944 года на заседании Президиума Дорпрофсожа было принято решение об организации Райпрофсожей в Гомельском и Унечском отделениях Белорусской железной дороги.

   9 апреля 1944 г., на организационном заседании членов Пленума Райкома профсоюза работников железнодорожного центра Гомельского отделения Белорусской железной дороги, председателем Райпрофсожа был избран Николай Павлович Пономарев.

   В годы разрухи Дорпрофсож нацеливал свою деятельность на организацию и быстрейшее восстановление железнодорожного транспорта, улучшение бытовых условий. Он выступал инициатором проведения воскресников по восстановлению железнодорожных предприятий. Проводились слеты передовиков, ширилось движение стахановцев - лунинцев.

   Так, например, на президиумах Дорпрофсожа Белорусской железной дороги 24 марта 1944 года рассматривались вопросы подготовки подсобных хозяйств и индивидуально - коллективных огородов к весенней посевной, о развертывании культурно - массовой работы на дороге, а 24 апреля 1944 вопросы подготовки и проведения летней оздоровительной компании пионерских лагерей и детских площадок.

   Уже в мае 1945 года был восстановлен и начал свою работу пионерский лагерь «Давыдовка» для детей железнодорожников

   Для организации деятельности профсоюзных организаций президиум Дорпрофсожа 14 марта 1944 года утвердил председателями месткомов: Ивана Константиновича Кульвинского - паровозного депо Гомель, Степана Антоновича Луковского - ст. Гомель, Семена Петровича Куксу - 5-й дистанции пути, Ивана Корнеевича Барушкова- 6-й дистанции пути.

   В апреле 1944 года вернулся из эвакуации и приступил к выполнению своих обязанностей - заведующий клубом железнодорожников им. В.И. Ленина - Кирилл Харитонович Савченко.

   16 июня 1945 года были утверждены освобожденными председателями месткомов Гомельского паровозного депо Валентина Ивановна Бажко и Гомельского вагонного депо - Григорий Федорович Лысенко.

   На 1 января 1949 года процент охвата профсоюзным членством работников по Гомельскому отделению Белорусской железной дороги составлял 93,5 %.

   В 50-80-е годы профсоюз железнодорожников занимался вопросами технического прогресса, рационализаторством и изобретательством, охраной труда, заключением коллективных договоров и соглашений, социальным страхованием, охраной материнства, санаторно - курортным оздоровлением, жилищным строительством и распределением жилья, охраной общественного порядка, товарищескими судами, физкультурой и спортом, распределением товаров народного потребления повышенного спроса и многим другим.

   После катастрофы на Чернобыльской АЭС руководство отделения, Райпрофсож и профкомы первичных организаций много работали по организации и проведению оздоровления железнодорожников и их детей. Большую помощь им в этой работе была оказана руководством дороги и других отделений, Дорпрофсожем, всеми другими Райпрофсожами Белорусской железной дороги.

   Переход к рыночной экономике, распад СССР, изменил и систему социальных отношений в стране, что поставило и требования изменения и обновления методов и форм работы профсоюза.

   11 февраля 1992 года на учредительской конференции был учрежден Устав Белорусского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей. Профсоюзными организациями осуществляется общественный контроль за соблюдением трудового законодательства, охраной труда, оздоровлением, решением социальных вопросов.

   Направленность работы гомельского Райпрофсожа и его первичек по организационной, бухгалтерской и информационной деятельности всегда отмечалась республиканским комитетом профсоюза, как постоянный поиск новых форм и методов работы, позволяющий более эффективно выполнять уставные функции и поставленные задачи перед профсоюзом.

   На сегодняшний день в состав централизованной бухгалтерии входят 26 первичек, что составляет 65 % от общего числа профорганизаций, в том числе председатели профкомов.

   В ходе отчетно-выборной компании профсоюзов Гомельским Райпрофсожем и профсоюзными комитетами предприятий (учреждений) проведена отчетность деятельности ПК, избраны новые составы профактива.

Сейчас рассматриваются вопросы и ставятся новые цели на дальнейшее развитие и популяризацию профсоюзного движения, повышения численности членов профсоюза, дальнейшего улучшения их условий труда и соблюдения законных прав, развитие деятельности в заботе о ветеранах и становления молодых специалистов, расширение сети специализированных детских Учебно-спортивных учреждений профсоюзов, анализируется направление проводимых мероприятий в соответствии с Уставом отраслевого профсоюза.